Три Гуны

Три Гуны

Изучая Веды в свободные минуты, всплыла тема Трёх Гун, которыми явно фанатеют всякого вида йоги и «высокодуховные» персонажи.

Гуны эти звучат немного странно:
1. Тамас — лень, сон, глупость уныние.
2. Раджас — страсти, желания, наслаждения.
3. Саттва — всякая там духовность.

И мол вот эти качества и лежать в основе всего сущего и крайне важны.

При этом две Гуны описывают явно некие негативные качества и явления, причём противоположного толка, другая — сугубо позитивные.

Однако, чтобы понимание Трёх Гун было пониманием, их просто надо рассматривать иначе…

Всё становится проще и понятнее в буддистской версии Трёх Струн концепции Серединного Пути:

1. Струна не натянута, звучит плохо — это одна крайность.

2. Струна сильно натянута, звучит не правильно — это другая крайность.

3. А вот средняя струна натянута как надо — звучит отлично. Это и есть золотая середина.

То есть крайности — это не хорошо.

Например, не надо голодать как крайние аскеты, но не надо обжираться. Надо есть в меру.

Жить в лесу под фикусом — это холодно, мокро и болезненно. Жить во Дворце — иная крайность. Простой функциональный шалаш — вот то что надо.

Возвращаясь к гунам.

Две негативные — это и есть те две струны, что не натянуты и перетянуты, означая пассивность и излишнюю активность.

Средняя струна — верная стабильность.

Казалось бы, вот и всё, вопрос раскрыт и понятен. Но нет: Веды — это не Буддизм.

В Буддизме верен лишь серединный путь, а как человек в рамках обычной жизни вам нужно балансировать между всеми состояниями: где-то применять лень, где-то наоборот суетиться, для достижения результата. Однако Гуна Стабильности будет улучшать параметры, позволяя достигать результата без применения двух иных негативных Гун.

Как пример — МахаПуджа, первое буддистское собрание.

Будда просветляется (Гуна Стабильности), приходит в некое место, и туда приходят условные 5000 человек, которые слушают его и становятся его последователями. Приходят они без приглашения.

Если же вы не являетесь Просвещённым, то даже для собрания 5 человек надо приложить усилия (Гуна Активности) — всех позвать, обзвонить, написать.

Гуны обозначены как ключевые силы мира, поэтому логично их соотнести с Тримурти, Троицей главных Богов — Вишну, Шива и Брахма.

1. Вишну, который на тгк КПД за самого того Бога — это Гуна стабильности, сохранности.

2. Шива (сатанинские силы, но и силы земного) несёт разрушение, это Гуна Пассивности, Замедления, инерции.

3. Брахма создаёт, это Гуна Активности, Разгона.

В общем тут всё логично, и даже негативная коннотация пропадает, это просто цикл и его силы.

И спрашивается — что с того? Какое же великое откровение и практический смысл скрыт в знании о Трёх Гунах?

Самое пока для меня очевидное пояснение — это полезно для понимания природы сущего, а также открывает понимание необходимости совершенствования духовных качеств (то что про Вишну, Сохранение, Стабильность).

Более ясно реализован похожий вопрос в Буддизме, там вместо Гун есть Три Яда и Три Противоядия:

1. Тупость — мудрость.
2. Жадность — щедрость.
3. Зло — добро.

То есть: (1) изучай всякие писания и думай головой, (2) отдавай, дари, прощай не задумываясь и (3) переводи бабок через дорогу, корми котов — вот так и будет тебе счастье.


 

Обновление:

«Вишну удерживает невежество-пассивность (тамас) внутри, а благость (саттва) снаружи.»

«Брахма держит активность (раджас) внутри и снаружи, созидая.»

«Шива содержит благость внутри, и невежество-пассивность снаружи, уничтожая миры.»