Шримад-Бхагаватам 11.25
Три гуны природы и то, что над ними.
В этой главе, желая подчеркнуть трансцендентную природу Верховной Личности Бога, Господь рассказывает о разных функциональных проявлениях трех гун природы (благости, страсти и невежества), возникающих в уме.
Власть над умом и чувствами, терпение и другие возвышенные качества суть проявления беспримесной гуны благости. Желание, усилие, ложная гордость и так далее — это качества, характеризующие чистую гуну страсти. А гнев, жадность и иллюзия — это некоторые из проявлений чистой гуны невежества. Когда три гуны смешиваются друг с другом, возникает концепция «я» и «мое», а также соответствующее поведение на уровне тела, ума и речи, приверженность принципам религии, стремление к процветанию и чувственным удовольствиям и строгое выполнение своих обязанностей ради материальной выгоды.
Благость
Качества гуны благости:
— власть над умом и чувствами, терпение, проницательность, верность своему долгу, правдивость, милосердие, тщательное изучение прошлого и предвидение будущего, удовлетворенность в любых условиях, щедрость, отказ от чувственных удовольствий, вера в духовного учителя, стыд при неподобающем поведении, склонность к благотворительности, простота, смирение и внутренняя удовлетворенность.
Когда гуна благости, сияющая, чистая и благодатная, начинает преобладать над страстью и невежеством, человек наполняется счастьем, обретает праведность, знание и другие добродетели.
Когда сознание очищается и чувства избавляются от привязанности к материи, живое существо в материальном теле становится бесстрашным и отстраняется от материального ума. Знай же, что эти признаки указывают на преобладание гуны благости, находясь в которой человек имеет возможность постичь Бога.
Действия, совершаемые как подношение Мне и без расчета получить какие-либо плоды, считаются деятельностью в гуне благости.
Когда растет влияние гуны благости, увеличивается сила полубогов.
Знание Абсолюта — это знание в гуне благости.
Жизнь в лесу относится к гуне благости.
Полезная, чистая и полученная без особого труда пища находится в гуне благости.
Те, кто покидает этот мир, пребывая под влиянием гуны благости, отправляются на райские планеты.
Страсть
Качества гуны страсти:
— материальные желания, огромные усилия, безрассудство, неудовлетворенность даже при выигрыше, высокомерие, молитвы о материальном процветании, уверенность в своей исключительности и своем превосходстве, потакание чувствам, желание броситься в бой, любовь к похвалам, привычка высмеивать других, хвастовство и действия с позиции силы — все это .
Когда гуна страсти, вызывающая привязанность, желание независимости и тягу к деятельности, одерживает верх над невежеством и благостью, человек начинает упорно трудиться, чтобы заработать уважение и богатство. Так, находясь под влиянием гуны страсти, он проводит свои дни в тревоге и борьбе.
Гуну страсти можно распознать по следующим признакам: деформация разума в результате слишком бурной деятельности, неспособность познающих органов чувств отстраниться от мирских объектов, нездоровое состояние органов действия и беспокойный, мятущийся ум.
Та деятельность, которая связана с желанием насладиться ее плодами, находится в гуне страсти.
С увеличением страсти силу получают демоны.
Знание, в основе которого лежит двойственность, находится в гуне страсти.
Жизнь в городах относится к гуне страсти.
Пища, которая доставляет сиюминутное удовольствие чувствам, находится в гуне страсти.
Те, кто умирает, охваченный гуной страсти, остаются в мире людей.
Невежество
Характеристики гуны невежества:
— неудержимый гнев, язвительность, привычка говорить вещи, не подтвержденные священными писаниями, желание причинять другим боль, стремление жить за счет других, лицемерие, хроническая усталость, вздорность, скорбь, иллюзия, подавленность, депрессия, чрезмерный сон, пустые мечты, страх и лень.
Когда гуна невежества побеждает страсть и благость, она затмевает сознание человека и делает его унылым и глупым. Предаваясь скорби и впадая в иллюзию, человек в гуне невежества слишком много спит, тешит себя пустыми надеждами и причиняет боль другим живым существам.
Когда сознание человека утрачивает ясность и в конце концов совсем угасает, так что он не может ни на чем сосредоточиться, ум его разрушается и погружается в невежество и депрессию. Следует понимать, что на такого человека влияет гуна невежества.
Деятельность, вызванная жестокостью и завистью, находится в гуне невежества.
Когда же усиливается гуна невежества, растет могущество самых злобных существ.
Нелепые материалистические представления лежат в гуне невежества.
Жизнь в игорном доме относится к гуне невежества.
Нечистая и приносящая страдания пища принадлежит гуне невежества.
Те, на кого в момент смерти влияет гуна невежества, должны пойти в ад.
Над ними
Те же, кто свободен от влияния всех гун природы, приходят к Богу.
… утвердившись в преданном служении, мудрец должен преодолеть и материальную гуну благости, став полностью равнодушным ко всем гунам. Так, свободная от гун, душа, чей ум умиротворен, расстается с причиной своей обусловленной жизни и приходит к Богу.
Освободившись от тонкой обусловленности ума и от гун природы, порожденных материальным сознанием, живое существо видит трансцендентный облик Бога и обретает полное удовлетворение.
Такое существо больше не ищет наслаждений во внешней энергии, а также не думает и не вспоминает об этих наслаждениях.
Источник: