Буддийское возрождение в разных планах существования

Буддийское возрождение в разных планах существования

Камма — это палийское слово, которое охватывает все виды намеренных действий, будь то умственные (мано камма), вербальные (вачи камма) или физические (кая камма).

Буддийское учение «Патикчасамуппада» наглядно демонстрирует процесс каммы. Оно говорит нам, что мы все несем ответственность за свои действия, и что большая часть наших нынешних условий является результатом наших действий в прошлом, и что нынешние действия будут определять наше будущее состояние. Каждое действие производит эффект, и результаты наших действий возвращаются к нам. Наша хорошая камма вернется к нам в виде благословений и приведет к хорошей следующей жизни, тогда как плохая камма приведет к более низким формам перерождения. Человек может родиться снова другим человеком, животным или любым живым существом после смерти, в зависимости от его или ее каммы. Каждое рождение основано на действиях или камме, накопленных в предыдущих жизнях. Поэтому люди стремятся получить заслуги, совершая поступки, направленные на улучшение своей каммы.

Можно определить три типа каммы:

  • похвальные поступки (кусала камма), такие как щедрость, нравственность и медитация, которые помогут достичь нирваны, пути освобождения;
  • порочные поступки (акусала камма), такие как жадность, ненависть и заблуждение, которые приводят к перерождению в аду;
  • и нейтральные действия (кусала-акусала камма), лишенные этического содержания.

Перерождение происходит в трех сферах (локах) вселенной — Арупалоке, Рупалоке и Камалоке — в зависимости от каммы существа.

Четыре великих острова из бирманской буддийской рукописи по космологии.

Вселенная содержит Землю и другие планеты, а также Солнце и Луну. Гора Меру находится в центре и окружена семью концентрическими кольцами горных хребтов, между которыми протекает семь великих рек. За ними лежит обширный океан с четырьмя огромными островами, названными в честь растущих на них огромных деревьев:

  • круглый Уттаракуру на севере. В Уттаракуру есть дерево желаний (падеша), которое снабжает его обитателей всем, что им нужно; Эти удачливые островитяне ведут самое завидное существование: они никогда не болеют и живут тысячу лет.
  • полукруглый Пуббавидеха на востоке и квадратный Апарагояна на западе. Островитяне Пуббавидеха и Апарагояна всегда рождаются на одном и том же острове.
  • ромбовидный Замбудипа (Джампудвипа) на юге. Южный остров, Замбудипа, — это наша земля, и именно здесь появились двадцать восемь Будд, кульминацией которых стал принц-бодхисатта Сиддхарта.

Тридцать один план (бхум) существования Буддисты верят в реинкарнацию, а именно в то, что все существа проходят через множество циклов рождения, жизни, смерти и возрождения. За смертью следует немедленное перерождение в одном из 31 планов существования в результате предыдущей каммы каждого существа.

Эти 31 план существования включают

  • 20 планов верховных божеств (брахм);
  • 6 планов божеств (дэвов);
  • человеческий план (Манусса);
  • и, наконец, 4 плана лишений или несчастья (Апайя).

31 план разделен на три отдельных уровня или сферы: Арупалока, Рупалока и Камалока.

Арупалока

Первый уровень, Царство Бесформенности (Арупалока), состоит из четырех планов брахм, не имеющих физического тела и полностью состоящих из ума, но которые могут создать физическое тело, если хотят, чтобы их увидели. Они не полностью свободны от оков страданий (дуккха), но дуккха, переживаемая здесь, гораздо менее интенсивна, чем та, которую испытывают в Рупалоке. Эти брахмы неспособны услышать учение Будды (дхамма) и никогда не смогут стать просветленными.

31. Невасаннянасанньяятана бхум (Сфера ни восприятия, ни невосприятия)
30. Акинчанньяятана бхум (Царство небытия)
29. Виннянананчьятана бхум (Царство бесконечного сознания)
28. Акасананьнкайатана бхум (Царство бесконечного пространства)

Невасаннянасанньяятана бхум, высший из четырех планов Арупалоки. Небесный павильон представляет собой сложную конструкцию с многоярусными крышами и двумя белыми зонтиками по обе стороны.

Рупалока

Второй уровень, Царство Формы (Рупалока), населен брахмами, имеющими физическое тело, но не наслаждающимися чувственными удовольствиями, и это место менее интенсивной дуккхи. Это царство состоит из 16 планов, населенных Рупа-брахмами, разделенными на четыре категории в зависимости от их статуса медитативного погружения (джханы). Эти Рупа-брахмы могут стать просветленными, если познают Дхамму.

Вехапфала бхум (21) и Асаньясатта бхум (22): два небеса изображены как двойные павильоны с сидящими Брахмами.

4. Чатуттха-джхана-бхум

Четвертая сфера джханы: состоит из семи планов, из которых первые пять называются Суддхаваса, или небесами чистоты, где могут переродиться только просветленные на стадии анагами (невозвращающихся).

27. Аканитха бхум (Царство несравненных дэвов)
26. Судасси бхум (Царство ясновидящих дэвов)
25. Судасса бхум (Царство прекрасных дэвов)
24. Атаппа бхум (Царство безмятежных дэвов)
23. Авиха бхум (Царство стойких дэвов)
22. Асаньясатта бхум (Царство безмозглых дэвов)
21. Вехапхала бхум (Царство очень плодотворных дэвов)

Местопребывания соответствуют четвёртой дхьяны — йогической концентрации невозмутимости. Эти местопребывания уже не подвержены разрушению ветром в конце великой кальпы, и существа, находящиеся здесь, спасаются от разрушения.

Нижние местопребывания называются Бирхатпхала, в сарвастиваде это Безоблачные боги, Боги, обладающие избытком добродетели и Боги, обладающие всевозрастающим плодом. В вибхаджьяваде это Боги, обладающие всевозрастающим плодом и Бессознателные боги (последние — это которые полностью отключили сознание, надеясь достичь состояний Сферы отсутствия форм).

Пять высших местопребываний называются Шуддхаваса (санскр. śuddhavāsa, «Чистые обители»). Они отличаются от других миров Сферы форм тем, что их обитатели — не те, кто просто накопил заслуги или технику медитации, а так называемые не-возвращающиеся (анагамины), которые уже встали на путь архата, те кто получат просветление непосредственно из Шуддхаваса и не будут перерождаться в низших мирах. Так как Шуддхаваса-дэва никогда не рождается за пределами мира Шуддхаваса, он не может родиться человеком, поэтому Бодхисаттва никогда не родится в этом мире — Бодхисаттва должен появиться в мире людей.

3. Татия-джхана-бхум — местопребывания Шубхакиртсна

Третий мир джханы: в этих трех планах обитают брахмы, у которых есть тело с аурой.

20. Субхакинна бхум (царство дэвов с сияющей славой, Боги всецелого блаженства)
19. Аппаманасубха бхум (царство дэвов с безграничной славой, Боги безграничного блаженства)
18. Париттасубха бхум (царство дэвов с ограниченной славой, Боги ограниченного блаженства)

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Шубхакиртсна (санскр. śubhakṛtsna) характеризуется спокойной радостью. У этих существ есть тела и они излучают постоянный свет. Местопребывания Шубхакиртсна не подвержены разрушению водой по завершении Махакальпы, потоки воды не поднимутся так высоко, чтобы достичь этой сферы.

2. Дутия джхана бхум — местопребывания Абхасвара

Второе царство джханы: брахмы этих трех планов имеют тела с разной степенью блеска.

17. Абхасара бхум (царство дэвов с струящимся сиянием, Лучезарные Боги)
16. Аппаманабха бхум (царство дэвов с безграничным сиянием)
15. Париттабха бхум (царство дэвов с ограниченным сиянием)

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Абхасвара — состояние характеризуется восхищением и радостью. У этих существ есть тела и они излучают свет вспышками как молнии. У них одинаковые тела, но разные восприятия.

Местопребывания Абхасвары уже не подвержены разрушению огнём по завершении Кальпы. После того, как мир был разрушен огнём с началом новой вивартакальпы, миры снова начинают заселяться существами из миров Абхасвары.

1. Патхама-джхана-бхум — мир Брахмы

Первое царство джханы: планы низшего уровня Рупа-брахм.

14. Махабрахма бхум (Царство великого Брахмы)
13. Брахмапарорита бхум (Царство министров Брахмы)
12. Брахмапарисаджа бхум (Царство свиты Брахмы)

Медитационное сосредоточение дэвов в мирах Брахмы соответствует первой дхьяне, это состояние характеризуется наблюдением (санскр. vitarka), отражением, восхищением и радостью. Этот мир, также как и все существа Сферы чувственного, уничтожим огнём в конце махакальпы.

В этом мире три местопребывания — сонмище Брахмы (советники Великого Брахмы), жрецы Брахмы (или министры) и сам Великий Брахма, он же Творец мироздания, он же Непобедимый, Всевидящий, Всемогущий. Великий Брахма — первое существо, появляющееся во Вселенной в начале новой Великой Кальпы, и последнее, которое уходит в конце когда Вселенная погибает в катастрофе, поэтому у него возникает ощущение, что именно он сотворил весь мир и всех существ в низших мирах.

Камалока

Третий уровень, Царство Желаний (Камалока), содержит семь планов счастья (шесть небесных планов дэвов и человеческий план) и четыре плана несчастья.

Шесть небесных планов

11. Параниммитавассавати бхум (Царство дэвов, которые наслаждаются чувственными удовольствиями, созданными для них другими)
10. Нимманарати бхум (Царство дэвов, которые наслаждаются творчеством)
9. Тусита бхум (Царство дэвов счастья и удовлетворения)
8. Яма бхум (Сфера блаженного существования)
7. Таватимса бхум (Царство 33 богов)
6. Чатум-маха-раджика бхум (Небеса 4 великих царей)

Справа — Тусита бхум (9), где дэва развлекают арфист и танцор. Все будущие Будды (бодхисатты) рождаются на этих небесах до своего предпоследнего человеческого существования. Рядом с Тусита-бхум слева находится дом отдыха Судхамма, где дэва окружают десять других дэвов, выражающих почтение. Тусита Бхум — самый красивый из небесных миров.
Чатуммахараджика бхум (6), самый нижний из миров дэвов, находится на трети пути вниз по космическим столбам. Это рай четырех великих королей, охраняющих сектор сторон света. Один из четырех царей сидит с одной стороны, а Девадхита (женское божество) — с другой. Матали, возничий Сакки, берет царя Неми в путешествие, чтобы увидеть рай и ад. Остальные обитатели — небесные музыканты и якки, древесные духи. Солнце находится справа, а Луна слева.

Уровень людей

5. Манусса бхум (люди).

Здесь встречаются как дуккха (страдание), так и сукха (счастье), но этот план наиболее удачен из всех, потому что это единственная сфера, в которой проявляется моральная инициатива, и единственная, в которой можно достичь совершенного Просветления. Существа здесь наделены определенными достоинствами и могут найти защиту самостоятельно. Они могут слушать и изучать все учения Будды. Бодхисаттвы предпочитают человеческий мир, поскольку это лучший уровень для служения миру и совершенствования требований состояния Будды.

Манусса бхум.

Четыре плана лишений (апайя)Эти четыре низших несчастных плана являются адскими состояниями, в которых существа расплачиваются за акусала (порочные поступки), совершенные в их предыдущей жизни. Буддисты верят, что существа рождаются животными из-за плохой каммы. Духи и призраки обладают деформированными физическими формами различной величины, обычно невидимыми невооруженным глазом.

4. Асура лока (мир демонов): обитатели этого плана могущественны и противостоят дэвам.

3. Пета-лока (мир духов и голодных призраков): этот план известен как «состояние горя». Люди делятся своими заслугами с этими существами, когда совершают добрые дела.

2. Тиракчана лока (животный мир): это неприятный мир, поскольку существам приходится искать пищу и сражаться друг с другом, чтобы остаться в живых.

Мир животных.

1. Нирайя (мир ада): этот план находится под землей, в самых глубоких уголках Южного острова. Существует восемь различных степеней наказания: Санджива, Каласутра, Сангхата, Рорува, Махарува, Тапана, Махатапана и Авичи. В этом мире нет счастья, только страдание, и это худшее место для перерождения.

Государства наказания, изображенные в бирманской рукописи. Стражник связал обитателей ада раскаленными железными цепями, пока они узнают свою судьбу от причинителя ада; многих сжигают в огромном котле с расплавленным металлом; одному льют в горло красный расплавленный металл; некоторые разрублены на куски по отметкам, нанесенным черной нитью; некоторые бегут по очень горячей земле; и человек взбирается на дерево, полное шипов, а собака ада ждет внизу, чтобы съесть его живьем, если он упадет.

Добрая или злая камма принесет перерождение в плане счастья (сугати) или в плане страдания (дуггати). Если после многих циклов людям удастся избавиться от привязанности к желаниям и к себе, они смогут достичь нирваны, состояния освобождения и свободы от страданий.

Источник:

Buddhist rebirth in different planes of existence — Asian and African studies blog