Богиня Земли и Воды.
Как-то странно, что одна и вроде бы важнейших сущностей имеет такое мало освещение, при этом в буддистской иконографии они, Пра Ме Торани, имеет центральное значение в момент просвещения Будды:
1. Она потопом смывает войны и прочий отвлекающий бардак, организованный Марой (демон, крутящий Сансару, что-то типа Сотоны в его негативном и злодейском аспекте)
2. И она помнит все предыдущие 27 реинкарнаций Будды, отвечая за то, что он действительно накопил достаточно благости (кармы) и достоин Просветления.
Ведийский аналог — Притхиви, у римлян — Теллус, у греков — Гея.
В индуизме — Бхуми, то есть Земля.
Бог Неба.
У богини Земли есть супруг, что вполне логично — бог неба Дьяус (бог физического неба, не путать с небесами, т.е. с раем). Дьяус похож очень на Deus, т.е. Бог, просто Бог.
Википедя почему-то Дьяуса относит сразу к эпитетам и названия Сотоны: Зевс, Юпитер, на сомнительно основании словообразований.
Дый, Дий — Зевс в древнерусской литературе. По одной из гипотез, указанное выше образование русского Дий от основы Diw- «Зевс» указывает, что греческий Зевс был вариантом общеиндоевропейского бога неба; отмечают, что основа Diw- присутствует и в славянском «день».
При этом Зевс как-то слабо клеится с функцией мужа Богини Земли, и дети там совсем иные (о чём далее). Поэтому я бы пока убрал из рассмотрения сатанинскую версия.
Из греческой мифологии функцию Дьяуса выполняет Уран, который был и сыном и супругом Геи. Это вероятно отсылка и к тому, что им надо снова слиться воедино — Небу и Земле, но этому как-то противится Индра.
Дети Земли и Неба.
1. Ушас — заря.
Ушас — важнейшее и одно из высших божеств «Ригведы». Она изображается как приветствующая птиц, пробуждающая всех живых существ и прогоняющая злых духов прекрасная молодая женщина, едущая по небу на золотой колеснице.
Также она считается супругой Сурьи, бога солнца, и матерью Ашвинов, божественных близнецов, символизирующих рассвет и закат.
Также из «Ригведы» известно, что с Ушас враждует Индра, бог грозы, который однажды, находясь в состоянии опьянения, разбил палицей её колесницу.
Санскритское слово uṣas происходит от праиндоевропейского корня *hausos, из которого происходят также такие слова, как греческое Эос, латинское Аврора, русское утро, армянское ush (в значении предрассветного времени). Исходя из этого, божество зари можно считать довольно древним, своими корнями уходящим в эпоху индоевропейского единства.
2. Ашвины — первые лучи солнца до зари.
3. Агни — огонь.
4. Адитьи или Суры — буквально боги, противопоставленные демонам асурам. Но некоторым системам к Адитьи относят и Индру. Тут всё становится несколько запутанным.
И прочие…
Вернёмся к Богине Земли и Воды Притхиви.
Кто бы её отец? Притху. Поэтому её так и зовут по имени отца.
Притху — идеальный правитель, описанный в Ведах и Пуранах и почитаемый как одна из аватар Вишну в индуизме.
Вот тут мы и приходим, что Земля всё-таки идёт от Вишну, который более всего подходит под эпитет того самого библейского Бога Творца, Бога-Отца, как самого, так и в его воплощениям — Рама, Кришна, Будда, (вероятно) и Христос.
«Согласно легенде, Притху убедил персонификацию Земли богиню Притхви, принявшую форму коровы, давать своё молоко обитателям земли в виде зерна и растительной пищи.»
«До правления Притху не было «ни возделывания, ни пастбищ, ни сельского хозяйства, ни торговых дорог». Говорят, что земля была создана из жира демонов Мадху и Кайтабхи. Итак, долгие годы земля лежала бесплодной. Вся цивилизация возникла во время правления Притху. Подарив земле жизнь и став ее защитницей, Притху стала отцом земли и приняла отчество «Притхви».»